В классическом труде о ведении боя 'Стрелять, чтобы жить' В.Е. Фэйберн и Е.А. Сайкес рассказывают историю сержанта полиции, который задержал китайского грабителя, когда тот грабил рисовый магазин в Шанхае.
Китаец тут же начал стрелять в сержанта из пистолета примерно с шести ярдов (5,5 метра) и сделал несколько выстрелов, пока его пистолет не заело. К счастью, ни один из выстрелов не попал в цель. Сержант мгновенно и вполне результативно ответил Кольтом 45-го калибра, сделав первый выстрел примерно с десяти футов (3 метра), а последний, шестой, — с трёх футов (1 метр), не переставая быстро приближаться к своему противнику. Позже было обнаружено, что из шести выстрелов четыре попали в мясистые части тела, пройдя насквозь, одна пуля застряла в плече, а другая — рядом с сердцем. Всё же, несмотря на всё это, грабитель оставался на ногах, и сержанту пришлось нокаутировать того рукояткой пистолета, когда он попытался бежать, взобравшись на прилавок.
Мораль сей басни такова: вы можете изрешетить противника пулями, но всё же не остановите его! И хотя существует много разных факторов, которые следует учитывать, выходит так, что 'останавливающая сила' пистолетной пули в основном зависит от того, какую часть тела поразить. Другими словами, есть определённое количество жизненно важных областей тела, которые при огнестрельном ранении мгновенно выведут человека из строя. Если же вы не попадёте по этим областям, никто не гарантирует, что вам удастся хотя бы замедлить движения противника. Вопреки распространённому мнению, диаметр пули, её масса, скорость и сила не так важны для её останавливающей силы, как то, куда именно эта пуля попадёт.
Предыдущее утверждение нуждается в некотором уточнении. Согласно 'Раневой баллистике' военно-медицинского управления (Army Medical Service, Defense Department, Wound Ballistics, 1962), пули обычного для современного оружия размера должны лететь со скоростью примерно 120 футов (36,5 метра) в секунду, чтобы пробить кожу. Ещё 200 футов (61 метр) в секунду уйдут на то, чтобы проникнуть в костный слой, например ребро, грудину или черепную коробку. Добавим ещё немного, чтобы добиться повреждения внутренних органов, — и можно смело сказать, что любая пуля, выпущенная из стрелкового оружия со скоростью большей, чем 400 футов (122 метра) в секунду, потенциально является смертельно опасным зарядом. То, что пистолетные пули со стандартной скоростью свыше 700 футов (213 метров) в секунду потенциально смертельно опасны, — это точно. Даже колпачок шарикоподшипника, летящий со скоростью 400 футов ( 122 метра) в секунду, может убить.
Скорость пуль, использующихся для большинства калибров, не превышает 1200 футов (366 метров) в секунду. На скорости от 400 (122 метра) до 1200 футов (366 метров) в секунду пуля обычно проделывает дырку и создаёт раневой канал диаметром примерно равным диаметру пули. Повреждение ограничивается этим каналом. При определённых условиях пуля, движущаяся со скоростью больше 1200 футов (366 метров) в секунду, может нанести серьёзные повреждения, но чаще всего она проходит насквозь. И только пуля, разогнанная до 2400 футов ( 731,5 метров) в секунду, может сделать разрывную рану — такую, что широкая полоса ткани вокруг раны будет повреждена вследствие прохождения пули. Ни один обычный пистолет не даёт таких результатов.
Наиболее полное исследование воздействия разных моделей пистолетов и пуль на человеческое тело 80 лет назад провели Джон Т. Томпсон и Луис А. Ла Гард по поручению Министерства обороны. Отметим, что основные модели пистолетов и пуль с тех пор мало изменились. Томпсон и Ла Гард — стреляли по трупам, чтобы выяснить, какой вид пистолета и пули будет более эффективным, чем револьверы 38-го калибра, которыми пользовалась армия в то время. Была у них такая замечательная мысль, что, когда вражеский солдат замахнётся на тебя мачете, будет неплохо, если твой выстрел убьёт его наповал, а не поцарапает.
Томпсон и Ла Гард проверили множество пуль и пистолетов и скрупулёзно оценили полученные трупами раны. Их выводы касательно ручного оружия противоречили некоторым идеям тогдашних и нынешних 'крутых' стрелков.
Согласно Томпсону и Ла Гарду, жизненно важные зоны для стрельбы из пистолета — это мозг, спинной мозг и длинные трубчатые кости ног (бедро). Это единственные части тела, выстрел по которым мгновенно свалит противника с ног. Выстрелы в сердце или по основным кровеносным сосудам тоже, скорее всего, будут фатальными, но коллапс может произойти не сразу, что создаст опасность для жизни стреляющего.
Пулевые ранения лёгких тоже обычно считаются опасными, но нельзя рассчитывать на то, что они сразят человека наповал. Это справедливо и относительно других мягких частей человеческого тела. Исследователи также пытались проверить, насколько более 'шокирующей' будет стрельба, если увеличить количество ран. Трупы в данном случае им помочь не могли. Томпсон и Ла Гард стреляли разрывными пулями в грудную клетку крупных быков. Идея состояла в том, чтобы определить, какой эффект произведёт многократное попадание в лёгкие на 'останавливающую силу', и проверить, какое количество попаданий нужно, чтобы бык свалился. Они выяснили, что десять пуль 30-го калибра, выпущенных из 'Люггера' (93 гр., 1420 футов (433 метра) в секунду) по лёгким бычков, не произвели на них должного впечатления. Животные лишь повернули головы, чтобы посмотреть, что вызвало такой шум, но не показали никаких признаков недомогания (это кое-что говорит об эффективности оружия маленького калибра и о тупости быков). Пули 45-го и большего калибра обычно валили бычков, но для этого нужно было выстрелить четыре-пять раз.
Что же касается 'сбивание с ног', здесь чрезвычайно много ложных сведений. Согласно третьему закону Ньютона, взрыв порохового заряда толкнёт пистолет назад с той же силой, что и пулю вперёд. Поэтому если отдача не способна сбить стреляющего с ног, то и энергии пули тоже не хватит, чтобы сбить жертву с ног. В 'Учебнике по пистолетам и револьверам' Джулиан С. Хатчер (Julian S. Hatcher. Textbook of Pistols and Revolvers, North Carolina, 1936) проиллюстрировал это утверждение рядом вычислений, показывающих, что энергии пули, выпущенной из стандартного Кольта 45-го калибра, хватит только на то, чтобы отбросить человека назад со скоростью чуть меньшей, чем два дюйма (5 см) в секунду. Это мизер. Фэйберн и Сайкес, авторы книги 'Стрелять, чтобы жить', изучая потенциал 'сбивающих с ног' пистолетных пуль, позволили стрелять в самих себя, защитившись пуленепробиваемыми щитами. Они сообщили, что во всяких случаях сила удара, которую они почувствовали через щиты, была незначительной. В человека, одетого в современный бронежилет из кевлара, можно выстрелить в упор пулей 44-го калибра, и он не упадёт — вот современное доказательство открытия Фэйберна и Сайкеса.
Томпсон и Ла Гард сделали вывод, что любой пистолетный заряд, в общем, может пробить черепную коробку и привести к смертельному повреждению мозга. Было также обнаружено, что, хотя высокоскоростные пули (сопоставимые с сегодняшними магнумами) и могут производить разрывные повреждения мозга, в этом нет никакой необходимости. Пуля 22-го калибра, попавшая в мозг, остановит человека так же быстро, как ему разнесёт череп. Такой же вывод был сделан касательно разрывных ран длинных костей ног (бедро), вызванных выстрелами высокоскоростных пуль. Пули, несущие гораздо меньшее количество энергии, способны повредить эти кости, так что разрывной эффект добавляет мало. На самом деле исследователи пробовали действительно разрывные пули, начинённые дымным порохом и с детонатором, но заключили, что полученные раны не очень отличаются от тех, которые наносят высокоскоростные пули, и соответственно никак не влияют на 'останавливающую силу'.
Исследователи также обнаружили, что пули большего размера более опасны, так как оставляют более широкий раневой канал, который с трудом заживает. Восстановлению мешает сильное кровотечение, вызванное большим диаметром пуль.
Пистолетные пули всех типов, включая свинцовые, полые и 'дум-дум', оказались, несмотря на скорость, совершенно не способные к разрыву, кроме случаев попадания в кость или твёрдый хрящ. Свинцовые пули с плоским наконечником были сочтены чуть более эффективными в 'ранопроизводстве', так как имели склонность зацепляться за кость и проникать в артерии, когда круглая или прикрытая пуля отскакивала. В общем, Томпсон и Ла Гард очень различается в смысле 'останавливающей силы', хотя есть определённая разница в способности проникать и убойной силе. Ранения головного, спинного мозга и трубчатых костей ног совершенно точно остановят человека, вне зависимости от того, какой вид пули используется. Что же касается не жизненно важных зон, то исследователи шутливо сообщают, что для того, чтобы свалить с ног, потребуется пуля трёхдюймового диаметра.
Один из аспектов ближнего пистолетного боя, который важно не пропустить, — это разрушительная сила разорвавшегося дула, которая может привести к ещё более серьёзным ранениям, чем пуля сама по себе, если пистолет будет приставлен к телу жертвы. Честно говоря, это непростой фокус, потому что, если стрелять, когда дуло погружено в плоть, велика вероятность разрыва ствола. Тем не менее после просмотра фотографий в 'Пулевых ранениях' Ла Гарда (Louis A. La Garde. Gunshot Injuries. William Wood and Co. New York, 1914) эту возможность следует принимать в расчёт. На одном фото, например, запечатлён человек, который засунул дуло винтовки себе в рот и покончил жизнь самоубийством. Череп ему разнесло напрочь.
Заканчивая это эссе, считаю необходимым напомнить, что 'останавливающая сила' лишь аспект эффективности стрельбы из пистолета. Другие соображения могут быть не менее важны. Всё зависит от обстоятельств. Например, нельзя забывать про влияние разных калибров, пороха, типа пули и пистолета на глубину проникновения, точность и устойчивость пули в полёте. Суть этого исследования в том, чтобы подчеркнуть, что при использовании пистолета в ближнем бою пуля, попавшая в жизненно важную часть тела противника, остановит его. Пуля, которая не попала в жизненно важную зону, может остановить его: а может и не остановить, и тогда он будет продолжать бороться.
Н. Маширо 'Чёрная медицина'.